Из обезьян в людей

Больше всего теория Дарвина известна своим объяснением происхождения человека. Хотя в «Происхождении видов» Дарвин затронул эту тему лишь вскользь, позже он подробно остановился на ней в «Происхождении человека». Он пишет: «Моя цель – показать, что не существует фундаментальных различий между человеком и высшими животными в отношении умственных способностей», в том числе нравственности и религии. Согласно Дарвину, когда собака видит, как ветер уносит предметы, и усматривает за этим некую невидимую руку, это «легко переносится на веру в существование бога или богов».

Конечно, представления о человеческом организме как части природы существовали задолго до Дарвина. Однако Дарвин пошел гораздо дальше. Подобно философам-материалистам Из обезьян в людей древней Греции, он считал, что человек является не более чем животным.

Однако для подтверждения этого постулата Дарвину требовались доказательства. Неандертальцев на тот момент уже нашли, но тогда их не считали предками человека, поэтому Дарвин так и не нашел палеонтологических свидетельств в пользу своего взгляда. Лишь в 1912 году палеонтолог-любитель Чарльз Доусон (Charles Dawson) заявил, что нашел то, что нужно дарвинистам. Находка была обнаружена в яме с гравием в английском Пилтдауне.

Доусон нашел часть человеческого черепа с нижней частью челюсти с двумя зубами, напоминающей обезьянью. Лишь сорок лет спустя группа ученых доказала, что пилтдаунский череп при всем его почтенном возрасте Из обезьян в людей (около тысячи лет) принадлежал современному человеку, тогда как фрагмент челюсти был более молодым и принадлежал современному орангутану. Челюсть специально подвергли химической обработке, чтобы она выглядела как ископаемое, а затем вставили зубы, чтобы она была похожа на человеческую. Пилтдаунский человек оказался подделкой.

В большинстве современных учебников биологии пилтдаунский человек не упоминается. Когда критики дарвинизма приводят этот пример, им обычно возражают, что этот инцидент доказывает лишь то, что наука способна исправлять саму себя. Да, в этом случае так и произошло, хотя на исправление и ушло сорок лет. Но у этой истории есть более интересная мораль: ученых, как и любых людей, легко обманом заставить Из обезьян в людей видеть то, что они хотят видеть.

Та субъективность, которая подготовила почву для Пилтдауна, продолжает искажать исследования в области происхождения человека вплоть до сего дня. По словам палеоантрополога Мисии Ландау (Misia Landau), теории происхождения человека «идут гораздо дальше, чем можно судить только лишь по ископаемым, и возлагают на палеонтологическую летопись тяжелое бремя интерпретации. Это бремя снимается за счет того, что ископаемые помещаются в предшествующие сюжетные структуры». В 1996 году куратор Американского музея естественной истории Йен Таттерсал (Ian Tattersal) признал, что «в палеоантропологии воспринимаемые нами модели с такой же вероятностью проистекают из нашего подсознательного умонастроения, с какой являются результатом имеющихся Из обезьян в людей свидетельств». Антрополог Аризонского государственного университета Джеффри Кларк (Geoffrey Clark) написал похожие слова в 1997 году: «Мы предпочитаем один набор результатам исследования его альтернативам, опираясь на собственные предрассудки и предубеждения». Кларк даже сказал, что «палеоантропология имеет лишь форму науки, но не ее суть».



Студентов биологии и общественность в целом редко информируют о той глубоко укорененной неуверенности в отношении происхождения человека, что царит среди экспертов и очевидна по приведенным цитатам. Им просто скармливают самые последние спекуляции, которые выдаются за факты. И спекуляции эти обычно иллюстрируются причудливыми изображениями пещерных людей, а иногда и фотографиями актеров под толстым слоем грима.


documentastopsr.html
documentastoxcz.html
documentastpenh.html
documentastplxp.html
documentastpthx.html
Документ Из обезьян в людей