Пояснительная записка. Проректор по учебной работе БГПУ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе БГПУ

__________________ В.В. Шлыков

«______» _______________ 2013 г.

Регистрационный № УД- _________

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Учебная программа дисциплины

второй ступени высшего образования (магистратура)

для специальностей

1-08 80 01 Теория и методика дошкольного образования

1-08 80 02 Теория и методика обучения и воспитания

(по областям и уровням образования)

1-08 80 03 Теория и методика профессионального образования

1-08 80 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

1-08 80 05 Коррекционная педагогика

1-08 80 06 Общая педагогика, история педагогики и образования

1-08 80 10 Литературоведение

1-08 80 11 Языкознание

1-21 80 15 Всеобщая история

1-21 80 16 Отечественная история

1-23 80 03 Психология

1-31 80 01 Биология

1-31 80 02 География

1-31 80 03 Математика

1-31 80 05 Физика

1-31 80 06 Химия

Кафедра педагогики, возрастной и педагогической психологии

Семестр (семестры) 1

Лекции 30 ч.

Практические (семинарские)

занятия 26 ч. Зачет 1 семестр

Аудиторных часов по
учебной дисциплине 56 ч.

Всего часов по Форма получения – очная

учебной дисциплине 84 ч. высшего образования заочная

Составил: И.И. Цыркун, доктор педагогических наук, профессор

А.П. Лобанов, кандидат психологических наук Пояснительная записка. Проректор по учебной работе БГПУ, доцент

2013 г.


Учебная программа составлена на основе типовой программы «Педагогика и психология высшей школы» 18. 07. 2011г. Рег. № ТД – СГ. 019 / тип.

Рецензенты

Р.С. Пионова, профессор кафедры педагогики и методики высшей школы учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет», доктор педагогических наук, профессор;

Л.А. Козинец, доцент кафедры педагогики учреждения образования «Белорусский государственныйпедагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой педагогики

22.05.2013 г., протокол №11 Заведующий кафедрой __________________И.И. Цыркун


22.05.2013 г., протокол №11 Председатель НМК _______________Е.Н. Артеменок
Одобрена и рекомендована к утверждению научно-методической комиссией
кафедры педагогики БГПУ

26.06.2013 г., протокол №14 Заведующий кафедрой __________ Т.В. Гормоза
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой возрастной и Пояснительная записка. Проректор по учебной работе БГПУ педагогической психологии БГПУ

Одобрена и рекомендована к утверждению научно-методической комиссией кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ

26.06.2013 г.протокол №14 Председатель ___________ Т.Д. Грицевич


Ответственный за редакцию: О.И. Котлобай

Ответственный за выпуск: О.И. Котлобай

Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов
действующим требованиям Министерства образования
Республики Беларусь соответствует.

Методист учебно-методического
управления БГПУ

_________________ _______________


Пояснительная записка

Педагогический состав высших учебных заведений пополнялся до недавнего времени в основном специалистами, получившими высшее образование в определенной предметной области, не связанной с педагогической деятельностью. Поэтому их педагогическая деятельность основывалась в основном на интуитивно-эмпирических решениях.



Педагогика высшей школы является отраслью педагогической науки, она изучается магистрами, которые ориентированы Пояснительная записка. Проректор по учебной работе БГПУ на работу в высшей школе, педагогическая деятельность и ее проектирование являются предметом специального изучения.

Психология высшей школы представляет собой структурный компонент педагогической психологии, рассчитанный на академическую и профессиональную подготовку специалистов, включая подготовку преподавателей высшей школы и исследователей.

Цель дисциплины – развитие личностных качеств магистрантов, адекватных продуктивной деятельности преподавателя высшей школы, и формирование системы знаний в сфере обучения и воспитания студентов, а также формирование готовности к психолого-педагогическому сопровождению, внедрения образовательных инновационных технологий, фасилитации профессионального и личностного роста субъектов образовательного процесса.

Задачи:

– раскрыть сущность высшего образования как социокультурного феномена и тенденций развития высшего образования в мире;

– сформировать систему знаний о концептуальных основах Пояснительная записка. Проректор по учебной работе БГПУ организации педагогического процесса в высшей школе;

– развить умения решать практические педагогические проблемы на основе научных методов и самостоятельного инновационно-педагогического мышления;

– сформировать комплекс знаний о психологических парадигмах и направлениях развития психологической науки, методологии и методах психологических исследований;

– развить знания и умения психолого-педагогического взаимодействия и общения преподавателей и студентов;

– сформировать перцептивные, коммуникативные, рефлексивные и исследовательские компетенции и готовность к освоению и разработке психолого-педагогических инноваций.

Новизна учебной программы дисциплины состоит в том, что педагогическая традиция высшей школы органично дополнена инновационной составляющей.

Содержание дисциплины раскрывается в следующих разделах:

1. Общие основы педагогики высшей школы.

2. Дидактика высшей школы.

3. Теоретико-практические Пояснительная записка. Проректор по учебной работе БГПУ основы воспитания в высшей школе.

4. Педагогический менеджмент в системе высшего образования.

5. Общие основы психологии высшей школы.

6. Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе.

При изучении дисциплины магистрантами применяются асинхронная модель организации педагогического процесса, разностороннее проектное обучение, управляемая самостоятельная работа.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта второй ступени высшего образования после изучения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» магистрант должны знать:

– сущность высшего образования как социокультурного феномена;

– тенденции развития высшего образования в мире;

– проблемы педагогики высшей школы как научной дисциплины;

– нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области высшего образования Республики Беларусь;

– методологические аспекты организации педагогического процесса в высшей школе;

– требования к Пояснительная записка. Проректор по учебной работе БГПУ личности преподавателя высшей школы и критерии успешной педагогической деятельности;

– концептуальные основы организации педагогического процесса в высшей школе;

– инновационные методы, формы, средства и условия обучения и воспитания студентов в высшей школе.

Магистранты, изучившие дисциплину, должны уметь:

– изучать педагогический процесс с применением научных методов;

– формировать образовательные и воспитательные цели в высшей школе;

– проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных мероприятий (дел) в высшей школе;

– применять современные технические средства, в том числе информационные технологии в условиях высшей школы;

– управлять познавательной деятельностью студентов;

– оценивать результат педагогической деятельности в высшей школе.

Магистранты, изучившие дисциплину, должны владеть следующими ключевыми компетенциями (активным профессиональным опытом Пояснительная записка. Проректор по учебной работе БГПУ):

– разработки и реализации модели традиционного обучения (воспитания) в высшей школе;

– разработки и реализации модели инновационного обучения (воспитания) в высшей школе;

– рефлексии себя и педагогической деятельности в высшей школе.

Дисциплина по педагогическому блоку завершается защитой проектов традиционной и инновационной моделей организации педагогического процесса в высшей школе, а также сдачей зачета; по психологическому блоку – анализом и интерпретацией результатов психологических исследований в области образования и диагностики компетенций / компетентности и рефератом, а также сдачей зачета.

Объем дисциплины– 84 часа, из них: аудиторных - 56 часов (лекций - 30 часов, практических – 26 часов), 28 часов самостоятельной работы. Для заочной формы получения образования 10 часов аудиторных, из них – 6 лекционных часов и Пояснительная записка. Проректор по учебной работе БГПУ 4 часа практических занятий.


Тематический план

(дневная форма получения образования)

№ п/п Наименование раздела Кол-во часов Примечание
Лекции Практические
1. Общие основы педагогики высшей школы
2. Дидактика высшей школы
3. Теоретико-практические основы воспитания в высшей школе
4. Педагогический менеджмент в системе высшего образования
5. Общие основы психологии высшей школы
6. Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе
Всего


Тематический план

(заочная форма получения образования)

№ п/п Наименование темы Кол-во часов
Лекции Практические Управляемая сам. работа магистранта
1. Общие основы педагогики высшей школы
2. Дидактика высшей школы
3. Теоретико-практические основы воспитания в высшей школе
4. Педагогический менеджмент в системе высшего образования
5. Общие основы психологии высшей школы
6. Психологические основы Пояснительная записка. Проректор по учебной работе БГПУ обучения и воспитания в высшей школе
Всего


Содержание учебной дисциплины

(соответствует типовой программе)

Курс «Педагогика высшей школы»


documentassyyxt.html
documentasszgib.html
documentassznsj.html
documentasszvcr.html
documentastacmz.html
Документ Пояснительная записка. Проректор по учебной работе БГПУ