ТЕМА: ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА МЕТОДОМ ЗЕРКАЛЬНОГО РИСОВАНИЯ

Гипотеза:возможна различная динамика процесса формирова­ния двигательного навыка в зависимости от организации его ориентиро­вочной основы.

Оборудование: секундомеры, зеркала на подставках, картон, каранда­ши, бланки с фигурами.

Методика: Процесс формирования двигательных навыков не сводится к ме­ханическому повторению изучаемого действия. Обучение движениям является активным процессом, предполагающим осознание существен­ных особенностей, предварительное формирование образа движения, программирование его практического выполнения, контроль за правильностью выполнения на основе обратных связей. Существенным условием формирования образа двигательного действия, контроля и коррекции его выполнения является развитие двигательных ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления.

Полезным для контроля и регуляции процесса формирования на­выка является его графическое ТЕМА: ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА МЕТОДОМ ЗЕРКАЛЬНОГО РИСОВАНИЯ представление — построение кривых выработки двигательного навыка.

Процесс выполнения методики зеркального рисования следующий.

Студенты работают парами. Испытуемые получают бланки с изоб­ражением 12 целых фигур. Бланки кладутся на стол так, чтобы изоб­ражение было хорошо видно в зеркале. В одной руке студенты держат карандаш, в другой — картон, заслоняющий фигуру на бланке от глаз работающего.

По сигналу преподавателя студенты, глядя на изображение в зер­кале, в парах по очереди обводят 12 фигур, не выходя за их внешние и внутренние контуры. Время обведения каждой фигуры фиксируется секундомером и записывается в середине фигуры.

Первая и двенадцатая фигуры обводятся левой рукой для обна­ружения переноса навыка ТЕМА: ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА МЕТОДОМ ЗЕРКАЛЬНОГО РИСОВАНИЯ (эффекта влияния тренировки правой руки на работе левой). Десять средних фигур (со второй по одиннадцатую) обводятся правой рукой, что отразит процесс формирования двига­тельного навыка с течением времени.

По показателям времени обведения десяти средних фигур строит­ся кривая формирования двигательного навыка.

При выполнении работы испытуемого ожидает ряд трудностей. Это —затруднение в отыскивании правильного направления движения собственной руки. Это явление объясняется выработанным стереоти­пом в координации зрительных и мускульных ощущений при обычном непосредственном восприятии изображения и выполняемого движения. При отражении в зеркале все меняется. Старый стереотип силен своей закрепленностью, многократно повторяющимся действием. В этом — трудность первых опытов. Но, по мере упражнений, эти трудности ТЕМА: ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА МЕТОДОМ ЗЕРКАЛЬНОГО РИСОВАНИЯ пос­тепенно исчезнут, выработается новый стереотип. Время, затрачивае­мое на эту работу, сократится, движения из отрывочных станут плав­ными, слитными, качество работы улучшится. Особые трудности в ра­боте — это углы, т. е. места, требующие изменения направления дви­жения руки с карандашом.

Студент, работающий в паре с испытуемым, фиксирует время об­ведения каждой фигуры секундомером.

Инструкция испытуемому:

Положите бланк с фигурами на стол так, чтобы Вы хорошо виде­ли отражение в зеркале фигуры, подлежащей обведению.

По команде «Начали!» обведите первую фигуру, не выходя за ее внешний и внутренний контуры, левой рукой. Фигуры с 10-й по 11-ю обводите правой рукой ТЕМА: ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА МЕТОДОМ ЗЕРКАЛЬНОГО РИСОВАНИЯ; 12-ю — снова левой.



documentastyopl.html
documentastyvzt.html
documentastzdkb.html
documentastzkuj.html
documentastzser.html
Документ ТЕМА: ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА МЕТОДОМ ЗЕРКАЛЬНОГО РИСОВАНИЯ